Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Выполняя одну из задач программы Красноуфимского краеведческого музея - обеспечение условий для доступа граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам музея и в связи со 150-летием со дня рождения нашего выдающегося земляка, основоположника научной медицины в крае Мизерова Матвея Ивановича, хотелось бы познакомить красноуфимцев с воспоминаниями современников - коллег Матвея Ивановича. Эти воспоминания, о всем нам дорогом человеке, дают возможность перенестись в эпоху конца 19 начала 20 в.в., представить условия жизни, быта, профессиональной и общественной деятельности земского врача.
Воспоминания фельдшера Минина Григория Харлампиевича, проработавшего с Мизеровым М.И. с 1902 г. по 1908 г. предлагаем вашему вниманию с небольшими сокращениями.
«Я помню Матвея Ивановича с раннего детства. Первый раз я увидел его, когда будучи еще мальчиком, вместе с моей матерью пришел в больницу к нему на прием по поводу болезни глаз. В то время больница находилась на Никольской улице, ныне Интернациональной. Больница была одноэтажная, маленькая с низкими потолками, при ней не существовало даже маленькой амбулатории, но имелось несколько коек для стационарного лечения.
Через несколько лет земством был поднят вопрос, не помню точно когда, о строительстве новой больницы. Городская управа отвела участок земли на юго-западном склоне так называемой «Дивьей горы», которая в виде полого конуса возвышалась на нашим небольшим, но уютным и опрятным городом Красноуфимском. Участок, выделенный для строительства новой больницы, был почти совершено голый. Только на южной половине его имелся молодой березняк, переходящий дальше в настоящую березовую рощу. Руководство постройкой больницы было полностью поручено Матвею Ивановичу и осуществлялось им по всем правилам науки. Одновременно с постройкой больницы производилось насаждение на свободной площади деревьев разных пород - липой, соснами, елями, дубами. Вся больница через несколько лет оказалась окруженной тенистым молодым лесом.
Окончив постройку больницы, Матвей Иванович перешел к обслуживанию медицинской помощью больных жителей города. Обычно с раннего утра, сразу после завтрака, он на лошади ездил по городу, навещая больных. После этого он приезжал в больницу и делал обход по палатам, давая нам - его помощникам - указания о ходе лечения стационарных больных. Затем Матвей Иванович направлялся в амбулаторию и проводил прием. Мы, фельдшера и сестры, принимали участие в этом приеме, слушали его объяснения, советы, выписывали рецепты под его диктовку.
В 12 - 1 час пополудни объявлялся обеденный перерыв: все отправлялись в столовую, расположенную в том же здании амбулатории. За время обеда, проходившего обычно за большим общим столом, Матвей Иванович продолжал с нами беседу на тему, начатую в амбулатории: о встретившейся особенности той или иной болезни, о случаях тяжелых заболеваний, о новостях в медицине и о повседневных нуждах больницы. Все это способствовало укреплению нашей дружбы, сплоченности и интересу к работе.
Все фельдшера с сестрами были распределены по палатам, где работали с большим воодушевлением. Я был прикреплен к хирургическому отделению. По субботам у нас обычно проводились операции. Если операция была несложной, ее проводил один Матвей Иванович. Я находился у стола с инструментами и перевязочными материалами или давал больному наркоз. При больших и серьезных операциях в качестве ассистентов приглашались другие врачи.
Вспоминается такой случай. Привезли из деревни Погореловой беременную женщину в тяжелых родовых схватках. При начале родов произошло выпадение ручки. Роженицу, после соответствующей подготовки, немедленно положили на операционный стол. Надо сказать, что Матвей Иванович в это время отсутствовал. Он находился под домашним арестом по политическим мотивам. Операцию производили три других тоже достаточно опытных врача, я хлороформировал. Операция длилась очень долго. Я употребил уже, как мне помнится, 80 граммов наркотика, а операция все еще протекала без видимого успеха. Наконец, пульс больной заметно ослабел, стал давать перебои, о чем я немедленно сообщил врачам. Они сейчас же прекратили оперировать и заявили, что продолжать операцию отказываются. Они считали безотлагательно вызвать Матвея Ивановича и с этой просьбой обратились по телефону к жандармскому начальнику. Разрешение было получено, и с приходом Матвея Ивановича операция возобновилась.
После отмены крепостного права Россия пережила несколько железнодорожных «бумов», благодаря которым территория империи покрылась за короткий срок обширной сетью стальных магистралей. Особенно успешными были вторая половина 1860-70 гг. Строительство железных дорог шло за счет казны и на частные средства путем кредитования государственных средств. На этой почве железнодорожное дело переходит в руки небольшой группы тузов-миллионеров, ставших по существу монополистами, железнодорожными магнатами, своеобразными «олигархами», взращенными, как и в наше время, на казенных деньгах. Как писал современник, на многие годы «был преподан наглядный урок сметливости, ловкости в мошенничестве». Железнодорожные концессии «разожгли аппетиты к грабежу и разбазариванию государственных средств в угоду союзу сановной бюрократии и олигархической буржуазии». Наиболее известно было «среди железнодорожных королей» имя фон Мекков как выдающихся строителей железных дорог. Они имели репутацию людей «с громадным влиянием и с громадным состоянием».
Корнями фон Мекки были из Лифляндских немцев, предки которых переселились в Прибалтику из Силезии в конце 16-го века. Известность этой семье принес Карл Федорович (Карл Отгон Георг) фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876). Немногословная загадочная фигура скромного инженера, сумевшего стать «железнодорожным королем», привлекла внимание в обширных источниках. С.Ю. Витте так характеризовал эту личность: «... эти железнодорожные короли заняли такое положение в значительной степени благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в значительной степени пройдошеству. Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень конкретный немец, он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно».
Коротко, его карьера такова: в 19 лет становится студентом Петербургского института путей сообщения и в 1844 году успешно его заканчивает, службу в ведомстве МПС начал в чине поручика, был затем инженером и инспектором по строительству стратегических дорог в западной части России.
14 января 1848 года в его жизни происходит важное событие - он вступает в брак с совсем юной, 17-летней, дочерью помещика Смоленской губернии Надеждой Филаретовной Флоровской, которая стала ему верной опорой и поддержкой на протяжении их совместного жизненного пути. Брак был счастливым. Надежде Филаретовне предстояло родить 11 (!) детей, из которых 9 остались в живых. Карл Федорович оставляет государственную службу и одним из первых в России включается в рискованное дело - строительство железных дорог.