Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
М.И.Мизеров оставил глубокий след в истории края своей неутомимой профессиональной и общественной деятельностью, направленной на укрепление здоровья и продления жизни людей. Имя этого человека наиболее уважаемо и авторитетно среди красноуфимцев. О его жизни и деятельности известно уже довольно много. Мне хотелось бы познакомить красноуфимцев с материалами, не известными широкой публике или написанными еще при жизни самого Матвея Ивановича Мизерова.
ВКрасноуфимском краеведческом музее хранятся письменные источники, фотографии, вещественные памятники из семейного архива Мизеровых, переданные в музей младшей дочерью Матвея Ивановича Александрой Матвеевной. В 1986-1987 гг. сотрудникам нашего музея, в том числе и мне, довелось встретиться с 84-летней Александрой Матвеевной в ее квартире в г. Свердловске. Сейчас Александры Матвеевны уже нет, но в моей памяти остался облик интеллигентной, умной, со светлой памятью, внешне миниатюрной пожилой женщины.
Александра Матвеевна родилась в 1902 г. в г. Красноуфимске, закончив школу 2-ой ступени в г. Екатеринбурге, с 1919 г. она училась в Уфимском педагогическом институте народного образования и одновременно работала в Губсовнархозе с 1919 по 1922г.г., по окончании учебы, работала в Бактериологическом институте г. Уфы лаборантом диагностического отдела. В 1925 г. некоторое время она работает лаборантом химической лаборатории Красноуфимского совхоза-техникума, с 1926 по 1930г.г. училась на ленинградских высших курсах защиты растений, с 1936г. и до выхода на пенсию в 1957 г. работала научным сотрудником отдела защиты растений г. Свердловска плодово-ягодной опытной станции им. Мичурина. Таким образом, Александра Матвеевна, так же как и ее супруг Бирюков Михаил Павлович, были специалистами в области растениеводства.
Встречи с такими людьми - это соприкосновение с историей, и я думаю, вы понимаете насколько ценны они для музейных работников. Короткое общение с Александрой Матвеевной в течение нескольких часов в ее квартире, было продолжено в переписке.
В ее письмах мы получили бесценные для нас воспоминания об отце - Матвее Ивановиче, матери - Александре Петровне, о братьях: Матвее, Вадиме, Иване и Петре, а также о сестре Тамаре.
Воспоминания Александры Матвеевны об отце - Матвее Ивановиче Мизерове нам наиболее дороги, поэтому я привожу их полностью.
«Мои воспоминания начинаются примерно с 1908-1909гг., когда дома оставались два младших брата и я. Трое старших в это время уже продолжали ученье в Петербурге и Казани.
Статья № 8
Из цикла «Детство Казанбургской».
«Детство» линии Казань-Екатеринбург было очень трудным. Читатель знает, что дорога должна была быть сдана в эксплуатацию 17(30) мая 1917 года, но большие общественные катастрофы — 1-я мировая война, две революции 1917 года, братоубийственная гражданская война — отодвигали окончание строительства.
К 1917 году были построены такие объекты: паровозное депо на ст. Красноуфимск, вокзалы, служебные помещения, земляное полотно, пробиты тоннели, были готовы или близки к завершению многие искусственные сооружения — мосты, виадуки.
Особенно неопределенное положение на Казанбургской было в марте-мае 1918 года, что привело к забастовкам, а затем к суровым расправам в отношении инженерно-технического состава: так инженерный состав 7-го (Красноуфимского) участка был расстрелян (6 человек, в т.ч. главный инженер участка П. П. Филин).
26 июля 1918 года был опубликован декрет СНК о национализации железных дорог, как находящихся в эксплуатации, так и строящихся. Таким образом, вся железнодорожная сеть стала государственной.
К этому времени Советская Россия была охвачена огнем гражданской войны. Не стала исключением и трасса линии Казань-Екатеринбург: она оказалась в зоне ожесточенных боевых действий. В одном из документов пишется: «Мы тянули дорогу со стороны Сарапул, а белогвардейцы — от Дружинино. Ими проложено 200 верст до станции Чад».
Открытие тоннеля в районе Красноуфимска сдерживало работы на ее северной стороне. Из воспоминаний А. А. Шавкунова (1896 г. р.): он после демобилизации в январе 1918 года ехал на рабочем поезде из Екатеринбурга только до Приданниково; при колчаковцах не были готовы выемка и тоннель, хотя на участке от Екатеринбурга до Дружинино железная дорога работала.