Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Выполняя одну из задач программы Красноуфимского краеведческого музея – обеспечение условий для доступа граждан к культурным ценностям информационным ресурсам музея и в связи со 150-летием со дня рождения нашего выдающегося земляка (родился 1 мая 1854 г.), основоположника научной медицины в крае Мизерова Матвея Ивановича, хотелось бы познакомить красноуфимцев с воспоминаниями его современников-коллег. Эти воспоминания о дорогом всем нам человеке дают возможность перенестись в эпоху конца 19 начала 20 в. в., представить условия жизни, быта, профессиональной и общественной деятельности земского врача.
Вместе с доктором М.И. Мизеровым в Красноуфимской земской больнице в послереформенный период в различное время работали врачи: А.Н. Миловидов, Е.Д. Садовникова, зубной врач Ф.А. Медведев, фельдшеры И.Н. Вятченинов, Т.М. Гурская, Г.Х. Минин, И.А. Прохоров, акушерка Е.Е. Нарциссова. В 1884 году Александр Николаевич Миловидов перешел работать в Красноуфимское земство из Вятского, где он проработал врачом 5,5 лет. Как отмечал в 1885 году в отчетах М.И. Мизеров, Миловидов работал на участке и в больнице, выполняя операции, усиленно трудился в период эпидемии тифа и в девяностые годы 19-го века.
Рукописные воспоминания врача А.Н. Миловидова, написанные им в 1926 году, также хранятся в фондах музея, часть из них предлагаем вашему вниканию:
«Матвей Иванович Мизеров родился в семье священника в Артинском заводе Красноуфимского уезда Пермской губернии в 1854 г. 1 мая. Отец его, Иван Матвеевич Мизеров (Иванов), был сыном бедного сельского дьячка Сапожковского уезда Рязанской губернии. Средств у дьячка Иванова не было таких, и он совсем не надеялся учить своего сына. До города было далеко, а у дьячка не было ни лошади, ни денег для то, чтобы одеть сына и нанять подводу. Но маленькому Ване очень хотелось учиться, и он отправился один пешком в город. Придя туда, разыскал духовное училище и предстал перед начальством усталый, обтрепанный, в оборванных сапогах, имея такой несчастный вид, что ему сразу дали прозвище «мизер» (бедный, несчастный), затем из «мизер» переделали в Мизерова. Таким образом, отец Матвея Ивановича был родоначальником фамилии Мизеровых.
М.И. Мизеров начал свое ученье в Артинском заводском училище, затем учился в Екатеринбургском духовном училище и, наконец, в Пермской семинарии. Но семинарию он не окончил, а вышедши из нее, стал готовиться на медицинский факультет и осенью 1874 г. поступил в университет в Казани. Здесь, живя сам бедно, он еще всегда помогал своим беднейшим товарищам... сам жил впроголодь.
Попытка первая. К 1868 году относятся проекты магистрали Москва-Тюмень через Казань. На следующий год была создана при казанской земской управе специальная железнодорожная комиссия, которая занималась организационной стороной вопроса. Представители земства, надо полагать, были горячими сторонниками «среднего» направления. Казалось, что до начала строительства недалеко: в 1875 году Александр II утвердил этот проект, но участие России в балканской войне 1877-1878 годов сорвало эти планы. Правда, Казань в ходе строительства линии Рязань-Казань в июне 1894 года соединилась железной дорогой с Москвой, а в октябре 1912 года было открыто движение по кратчайшему маршруту через Шихраны (г. Канаш) -Сергач-Арзамас-Муром-Люберцы.
Попытка вторая. В 1903 году была предположена линия железной дороги от станции Чепца через Осу на Красноуфимск и далее на Екатеринбург. Разрешение было получено. Дело дошло до того, что началась покупка земель в черте города Краспоуфимска и в уезде. Уездная управа ходатайствовала, чтобы железная дорога проходила через волости Александровскую, Быковскую и Златоустовскую (с. Большие Ключи). Но в связи со строительством линии Пермь-Кунгур этот проект не осуществился. А аргументы в защиту этой идеи были веские: «При проведении линии через Красноуфимск она удаляется от бассейна реки Кама, и таким образом, условия эксплуатации проектирумой линии будут вне зависимости от конкуренции водных путей сообщения» (гл. 14 и 15 за 1903 год) из материалов 40-го очередного Крас-ноуфимского уездного земского собрания).
Попытка третья. В мае 1906 года уездная управа вышла с предложением о строительстве ветки Кунгур-Красноуфимск. Эта инициатива начала было реализовываться. Однако в 1907 году уездная управа была уведомлена: «...Управление МПС сообщает, что соединение Красноуфимска веткой со строительством Пермь-Екатеринбургской железной дороги за счет казны не поставлено на очередь и едва ли может быть осуществлено в ближайшем будущем ввиду затруднительного состояния государственной казны. С другой стороны, предложений к постройке проводимой ветки на Красноуфимск за счет частных капиталов не имеется». (24 сентября 1907 г. - гл. № 1 и 7-из материалов 14-го собрания).
Попытка четвертая. В 1910 году начались подготовительные работы, хотя юридические вопросы не были решены: «Летом текущего года несколько партий инженеров проводили изыскания - направления предполагаемой постройки новой железной дороги Казань-Екатеринбург, причем изыскания эти коснулись и окрестностей г. Красноуфимска (гл. № 3 и 7 - из материалов 16-го собрания).