Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Это - человек армейской закалки и многие красноуфимцы видели его в офицерской форме. Да и сейчас он нередко надевает офицерскую фуражку или плащ, когда идет по делам, обычно - за кого-нибудь хлопотать перед властями. Такой уж характер у этого отставного военного - постоянно кому-нибудь помогать. Хотя уже и годы немалые - нынче, 13 ноября, исполнится 87.
Вообще-то Иван Климентьевич - уроженец Белоруссии (родился в деревне Живоглотовичи Краснослободского района Минской области), сын крестьян. Закончил семилетку в родном селе, потом - Слуцкое педучилище, после которого учительствовал в деревне Макраны своего района (преподавал белорусский и русский языки, литературу). Затем по комсомольскому набору был направлен в Сталинградское военное училище, где выучился на летчика в 1938 году. Что делал в Иране - не рассказывает, мол, об этом в открытой печати писать не рекомендуется. А вот другой факт: в апреле 1942 года попал на войну в качестве командира стрелковой роты в звании лейтенанта. Видимо, воевал храбро, так как успел получить медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. Но вскоре попал в госпиталь после ранения на Волховском фронте и полгода провел на больничной койке, в основном в Березняках Пермской области. Здесь и познакомился с будущей женой Валентиной.
На фронт больше попасть не довелось. Но военная служба продолжалась: в 1943-45 годах заведовал учебной частью курсов «Выстрел», после окончания войны был направлен в Свердловский облвоенкомат, где прослужил до 1947 года. Затем служба военкомом в Билимбае, откуда в 1952 году был направлен на такую же должность в Красноуфимск, где семья и осела (к тому времени у супругов уже было двое детей).
Восемь лет прослужил Иван Климентьевич вонкомом в Красноуфимске - до звания подполковника. Стал широко известен в городе, как активист военно-патриотической работы и вообще деятельный, инициативный коммунист. Возглавляемый им военкомат был одним из лучших в области. После выхода в отставку два года работал замполитом в ремесленном училище (пригодились педагогические навыки). Затем был направлен начальником недавно созданного автопредприятия и три года проработал здесь, пока новый коллектив не набрал силу. И директором пивзавода пришлось поработать — новое производство требовало решительного, умелого руководителя, каким зарекомендовал себя Иван Климентьевич. Последнее место работы: городское общество «Знание», куда его направил горком партии.
Из цикла «Детство Казанбургской»
Если бы не общественные изменения, то железнодорожная сеть Московско-Казанской железной дороги дошла бы до Среднего Урала – до станции Большой Исток, что за Екатеринбургом, т.е. соединилась бы с Уральской горнозаводской дорогой. Но две революции 1917 года и последующая гражданская война нарушили все планы Общества Н. К. фон Мекка. Решением новой власти – постановлением СНК от 28 июня 1918 года – АО МКЖД было национализировано.
Хотя в 1919 году началось регулярное движение, но из-за бедственного экономического положения в 1923 году даже ставился вопрос о закрытии этой магистрали и демонтаже путевого хозяйства. 1924 год внескоррективы: было выделено 800 млн. рублей для модернизации, поэтому во всех официальных документах именно этот год указывается как год начала эксплуатации.
Через пять лет 1 января 1929 года от Московско-Казанской в состав Пермской вошел участок железной дороги от Агрыза до Свердловска, в том числе и ст. Красноуфимск.
В соответствии с Постановлением СНК СССР за № 2673 от 13 декабря 1933 года и приказом НКПС № 7ц от 4 января 1934 года Пермская дорога была разукрупнена на Пермскую (с управлением в городе Свердловск) и Южно-Уральскую, Красноуфимск остался в прежнем подчинении.
Через три года появился третий «хозяин»: согласно Постановлению СНК и ЦК ВКП(б) за № 858 от 13 мая 1936 года и приказом НКПС № 62цот 14 мая 1936 года из железной дороги имени Л. М. Кагановича (так в начале 1936 года стала называться Пермская железная дорога) в состав вновь созданной Казанской железной дороги был передан участок Дружинино-Янаул, в том числе и ст. Красноуфимск.
В составе Казанской железной дороги Красноуфимский узел функционировал целых 25 лет, пока по Постановлению СМ СССР за № 406 от 6 мая 1961 года и приказом МПС № 95ц от 9 мая 1961 года в результате объединения 4-х дорог была образована Горьковская железная дорога.
С тех пор были неоднократные попытки войти в состав Свердловской железной дороги, но… вот уже более 3-х десятков лет Красноуфимский участок остается самым восточным участком Горьковской железной дороги, которая является (по нашей терминологии) четвертым «хозяином».
Любопытно, что за период с октября 1917 года по настоящее время на посту министра МПС сменилось 22 человека, причем Л. М. Каганович занимал эту должность трижды, Г. М. Фадеев дважды, а Б. П. Бещева еще никто не опередил: он руководил МПС с 5 июня 1948 года по 14 января 1977 года.
В. Д. Ганькин
17.11.05