Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Через воспоминания современников М.И. Мизерова, его коллег, читатели познакомились с жизнью и профессиональной деятельностью Мизерова, об общественной же деятельности доктора только упоминалось. Общественная деятельность доктора Мизерова оставила отчетливый след в материалах губернских и уездных съездов врачей. в медицинской и общественной периодике. На основе имеющихся в музее письменных источников об общественной деятельности доктора Мизерова, мною уже публиковались материалы в газете «Городок» в 1997 году, более подробная публикация о создании М.И. Мизеровыммедицинского совета в Красноуфимске (или как его еще называли врачебного совета) в 1880 году, одного из первых в России, и его деятельности, было также напечатано в газете «Городок» в сентябре 1998 года.
Поэтому хотелось бы обратить внимание людей на мало изученную сторону деятельности Матвея Ивановича, его незаурядные способности врача - исследователя. Богатый практический опыт (к этому времени он проработал около 20 лет), способности исследователя позволили опубликовать ему свои наблюдения в печати. Совместно со статистиком Н.Л. Скалозубовым в 1892 году им была написана работа «К вопросу о народной медицине в Красноуфимском уезде», а в 1893 году она уже была опубликована в сборнике «Пермский край». В первых же строках сказано, что «цель настоящей работы - отметить народные медицинские средства, употребляемые в Красноуфимском уезде, и тем доставить материал к широкому вопросу о народной медицине».
В Сборнике пермского земства №6 за 1898 год была опубликована статья Мизерова «Об эпидемии скарлатины в городе Красноуфимске» и, наконец, в Сборнике пермского земства №5-6 за 1904 год опубликовано исследование «По вопросу о детской смертности в Красноуфимском уезде», где он приводит статистические данные о смерти детей в различные годы, вскрывает причины, являющиеся следствием объективной действительности.
Данная тема ближе людям, имеющим специальное медицинское образование, но статистика, приведенная в этом исследовании, думаю, не оставит равнодушными других. В самом начале работы говорится о том, что на заседании медицинского совета от 16 февраля 1904 года снова было «обращено внимание о необходимости принять меры против высокой детской смертности». О том, что смертность была громадна, говорит тот факт, что летом 1902 года в деревне Соболях из 46 детей осталось в живых только 6.
В работе приводятся данные общие по России (сравнения с европейскими государствами), Пермской губернии и Красноуфимскому уезду, о смертности детей на 1000 человек жителей в 1895 – 1902 г.г., из которых видно, что на всех уровнях смертность была наибольшей. В Пермской губернии из ста родившихся до года умирало 43-46 человек. Пермская губерния, таким образом, являлась самой неблагополучной во всей европейской России. Мизеровым приводится много статистических таблиц, в одной из них, взятой из медико-санитарного обзора Пермской губернии, он приводит данные, сколько из ста родившихся детей умерло на первом году жизни в 12 уездах Пермской губернии. Нас интересует Красноуфимский уезд: 1900 г. - 31, 1899 г. - 29, 1898 г. -33, 1897г. - 35, 1896 г - 38. 1895 г. - 39, 1894 г. - 38.
Из цикла «Детство «Казанбургской»
Линия Казань - Екатеринбург была с технической точки зрения непростой: «По объему земляных работ — линия тяжелая, — 4,5 тыс. кубов на версту пути, при глубине выемок в каменном грунте 11,5 сажень, насыпей до 16 саженей, 9 тоннелей с протяжением 5,25 верст; тоннель под Красноуфимском имеет длину 930 погонных саженей.
Особенно тяжелые работы от Камы до Екатеринбурга, где вместо насыпей построено 7 виадуков протяжением 793 погонных саженей, из них 2 бетонных виадука по 200 погонных саженей имеют высоту 7 саженей — из ст. «Новая Сибирская магистраль» («Уральский рабочий», 3.07.1920 г.).
Виадук - сооружения мостового типа, возводимые на пересечении автомобильных и железнодорожных дорог с глубоким оврагом, лощиной и горным ущельем. Такие сооружения были возведены на Долгом мосту, в Пудлинговом, Рябиновке, за ст. Дружинино и за Ревдой — через Чусовую в 1915-1917гг.
Особенностью двух виадуков (Рябиновского и Пудлинговского) является то, что впервые в практике железнодорожного мостостроения был использован железобетон, который, как новый стройматериал, привлек внимание русских инженеров в конце 19 века. У этих виадуков есть и авторы — инженеры П.В. Щусев, О.А. Моддерсон и М.Ф. Клочанов. Эти искусственные сооружения — яркий образец мостостроения 19-го столетия, который эксплуатируется почти 90 лет.
Виадуки — дело чрезвычайно дорогостоящее. Старожилы говорили, что при строительстве Рябиновского виадука для доставки стройматериала использовалась рядом протекающая Уфа — по ней «приплыл» гранитный камень для бутования фундамента и блоков из Михайловского завода, а цемент поднимали баржами.