Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В двадцатых числах сентября юбилейного года все центральные газеты сообщили, о новых мировых рекордах, установленных шестью советскими летчицами на пассажирском самолете «ИЛ-62М». «Комсомольская правда» 17 сентября в репортаже «Выше облаков, быстрее ветра» писала: «Собственно, все началось с того, что все мужчины ушли. Это было одно из главных требований. Ушли инструкторы и техники. Отошли в сторону репортеры, сделав первый кадр, похожий на фотографии «на память».
Собственно, с этих первых репортажей, заметок в центральных газетах все началось и в нашем городе. Многие узнали в командире прославленного женского экипажа, после не раз показанного по телевизору, Ираиде Федоровне Вертипраховой свою землячку, а Вера Ивановна Вертипрахова — свою дочь.
Да, И. Ф. Вертипрахова — командир женского экипажа, установившего в канун 60-Летия Великого Октября пять мировых рекордов, родилась и выросла в Красноуфимске. Здесь и сейчас живут ее бабушка, мать, сестра. Здесь ее одноклассники, учителя. Сюда, в наш город, к самым близким людям сразу же после полетов всей душой рвалась Ираида Федоровна.
При встрече мать и бабушка не могли ничего говорить. Слезы радости и счастья — вот и все, чем они встретили дочь и внучку на родном пороге.
Прилетела Ираида Федоровна из Москвы на родину всего на несколько дней. Хотелось побыть с близкими, отдохнуть душой, успокоить старых матерей. А тут делегация из школы, где раньше училась сама. Что сказать им, нынешним пионерам и комсомольцам? Она-то прекрасно сейчас знает, что только человек поднимает самолет в воздух, учит умную машину не бояться высоты, скорости, расстояния. Человек может вывести машину на рекорд. В Советском Союзе воздушные лайнеры пилотируют около ста женщин. Для установления мировых рекордов выбрали шесть. Ираида — их командир. Почет и величайшая ответственность. На них смотрит весь мир...
Строительство шестипролетного моста через реку Каму было начато в мае 1916 года. Подрядчиками строительства были Садовский Людвиг Станиславович и его родственник (свояк) Железинский Станислав Станиславович, главный инженер строительства Георгий Сантанинович Змиевский, начальник 3-го участка Школьников. Пока шли кессонные работы, готовился материал для этого строительства, была проложена железнодорожная ветка по льду Камы, по которой на лошадях перекатывали вагон с грузом на левый берег. Тогда же была проложена железная дорога протяженностью 129 км до станции Куеда.
Первый пролет в 123 метра был готов 7 февраля 1917 года, а последний, шестой, 159-метровый был смонтирован 10 января 1919 года, происходило это в условиях, когда в зоне Казанбургской дороги шли ожесточенные бои.
7 апреля 1919 года, когда шло наступление колчаковских войск, было решено взорвать средний пролет. Эту операцию осуществил военком строительства И. В. Густ. Красные части отступили до Вятских Полян.
В ходе весеннего наступления город Сарапул был освобожден 3 июня 1919 года. На восстановлении моста трудилось 788 вольнонаемных и 671 трудармейцев. Работали в две смены по 10 часов. Работы происходили в тяжелых зимних условиях: порой температура понижалась до минус 45˚. Днем и ночью при свете фонарей и прожекторов стоял несмолкаемый лязг и скрежет железа. Гремели сотни кувалд, и дробно отзывались молотки. Одна деталь – для монтажа необходимо было 75 тысяч заклепок. 12 марта 1920 года по случаю окончания восстановительных работ прошел торжественный митинг. По мосту прошли два состава при двух паровозах.
Открытие сквозного движения Москва-Екатеринбург стало важным событием в жизни страны.
29 июня 1920 года началось регулярное движение по железнодорожной линии Казань-Екатеринбург. По всей линии проехал специальный поезд, пассажирами которого были командование Запасной армии, трудармейцы. Он прошел через Красноуфимск 30 июня, а 1 июля был торжественно встречен в Екатеринбурге (см. «Уральский рабочий» за 1-3 июля 1920 года).
В. Ганькин