Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Малоизвестное о нашем крае

Большая Советская энциклопедия дает такое определение: «Рельсы - (от латинского прямая палка, брусок) - стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования двухнитевогопути, по которому перемещается подвижной состав железных дорог, городских железных дорог, специальные составы в шахтах, карьерах, крановое оборудование».

В 1908 году были учреждены центры типа рельсов: Iа - 43, 6 кг; IIа - 38,4; IIIa- 33,4; IVa- 30,9; их длина была - 10,68 метров. На Николаевской дороге (Санкт-Петербург-Москва) использовались рельсы весом 15,4 кг, их длина была различная: 3,65; 4,65; 4,86 метра. Современные марки магистральных рельсов Р-75, Р-65, Р-45 (кг); их длина - 25 метров. Первые металлические рельсы были изготовлены в Англии в 1767 году. В России в 1788 году в Петрозаводске, в Александровском пушечном заводе выпускались чугунные рельсы для рудничных и заводских путей.

Со второй половины 19-го века начали распространяться катальные стальные рельсы. Первыми масштабное производство пудлингового металла и прокат из него рельсов освоили Выксунские заводы (сейчас это в Нижегородской области).

На Урале впервые такие рельсы стали выпускаться в Нижнесалдинском железоделательном заводе. Завод Николая Акинфиевича Демидова начал свое действие в ноябре 1760 года. Через 90 лет здесь начался выпуск стальных рельсов Чугунные же рельсы не выдержали испытаний временем: они не позволяли увеличивать вес поездов. Это стало возможно благодаря новому в металлургии: в Нижней и Верхней Салде тогда было четыре пудлинговых печи. Первый крупный бессмеровский цех на Нижне-Салдинском заводе был построен при активном содействии французского завода «Гиерр-Нуар», откуда были поставлены все необходимые чертежи и значительная часть машин и устройств. К этому времени владельцами этих заводов были Павел и Анатолий Николаевич Демидовы.

Главная же заслуга в выпуске столь нужной продукции для переживающей железнодорожный бум России принадлежит управляющему этими заводами Якову Семеновичу Колногорову. Он был выходцем из старообрядцев. «Вольную» получил именно за заслуги в деле освоения выпуска первоклассных рельсов. Трудовая деятельность у него завершилась в должности управляющего Нижне-Тагильским заводом. В 1844-45 годах девять тагильчан во главе со служителем Я.С. Колногоровым на практике обучались в Выксе пудлингованию и прокату рельсов. Если Колногоров был из числа талантливых самоучек, то его помощники были профессионалами - это С. Обухов и инженер-поручик Т. Усов. Салдинские рельсы проходили полный цикл изготовления -выпрямления, обрезку торцов, сверление отверстий для крепления. Уральские рельсы легли на первую полномасштабную линию Санкт-Петербург-Москва. Рельсы для нее сплавлялись по Чусовой. Затем салдинские рельсы использовались при сооружении Уральской горнозаводской дорога. При сооружении линии Санкт-Петербург-Варшава заказ был на 750000 пудов рельсов. Даже в таких относительно грубых изделиях, как рельсы, современники отмечали великолепное качество демидовского металла. На Всероссийской выставке 1870 года в Петербурге был выставлен рельс, отработавший на Московско-Нижегородской железной дороге семь лет и не имеющий особых повреждений.

Накануне Дня железнодорожника небезынтересно привести некоторые факты, показывающие, какое значение имела магистраль Казань-Екатеринбург для нашего края.

 

С экономической точки зрения трудно сказать о пропускной способности вновь построенной магистрали в первые годы эксплуатации. Стоит напомнить, что в 1923 году стоял вопрос даже о закрытии этой дороги, хотя за 10 лет до этого уездная управа приводила в качестве неоспоримого аргумента такой факт, что отсутствие современных путей сообщения, какой являлась текущая дорога, приводило ежегодно к избытку зерновых запасов в количестве 4-7 млн. пудов.

***

Более наглядно жизнеспособность Казанбургской магистрали показывают данные первой советской переписи 1926 года - дорога работала, обслуживалась железнодорожным персоналом: так, на ст. Черная Речка в 21 дворе жили 63 человека - 27 мужчин, 36 женщин; на ст. Саранинский Завод в 32 хозяйствах проживали 114 человек, из них 60 мужчин и 54 женщины; если в Красноуфимске на 1913 год население составляло семь тысяч человек, то в 1926 году городское и население железнодорожной с танциисоставляло 11670 человек. Особенно неоспорим пример с резким ростом населения деревни Соболи, которая территориально относилась при подворной переписи 1888-91 гг. к Криулинской волости - тогда при 57 дворах проживали 290 человек, 136 мужчин и 154 женщины. А по переписи 1926 года число дворов выросло до 258 (в 4,5 раза), проживали 884 человека, 406 мужчин и 478 женщин. К тому же деревня Соболи (тогда писалось так) становится самостоятельной административной единицей в лице сельского Совета с охватом ими населенных пунктов с общим населением 1444 человека. Этот факт можно объяснить только притоком рабочей силы со стороны, а упомянутая деревня была наиболее близка к железнодорожным организациям: для ясности надо сказать, что первоначально было четыре службы - Тяга, Движение, Путь и Связь.

***

Сегодняшний кадровый состав железнодорожных организаций - это потомки редко в четвертом, чаще в третьем поколении тех, кто был завербован, прислан с других мест на станцию Красноуфимск. Об этом писал в свое время Н.Ф. Ведиянцев, об этом есть очерки в книге Л.И. Змеевой «Дорогие мои земляки». Хочу упомянуть добрым словом Г.А. Кондрашова, который во многом помог в свое время мне своими воспоминаниями, которого нет с нами. Он в 1925 году по комсомольской путевке был прислан со ст. Рудаевка телеграфистом на ст. Ключевая. В том же году было открыто железнодорожное училище, где профессиональное обучение прошли тысячи его выпускников. А география охвата этого училища огромна - здесь учились и местная молодежь, и молодые девушки, и юноши из ближайших районов, с других регионов - Пермской области, Башкирии... Без преувеличения можно сказать, что историческая заслуга железнодорожного училища в том, что в исконно крестьянском крае стали готовить профессиональные кадры ведущего по тем временам вида транспорта.