Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Из цикла «Детство Казанбургской»
Ни одна дорога не имела такую драматическую историю строительства. Начатая в мирное время, в глубине империи, она оказалась в зоне боевых действий в годы гражданской войны. Сначала эксплуатировалась недостроенной, затем разрушалась и в неимоверно тяжелых условиях восстанавливалась.
Известно, что пионером идеи был Е.В. Богданович, но не все знают, что были у него единомышленники в Екатеринбурге со стороны предпринимателя и общественного деятеля М.А. Нурова. В Тюмени нашел он поддержку в лице известного купца А.Ф. Поклевского-Козелл.
Практическое воплощение данной идеи в реальность взял в свои руки инженер путей сообщения Белоцерковский: по его предложению в 1910 году были проведены изыскания, два года ушли на подготовительные работы. Дорога с разными темпами строилась при череде меняющихся властей — при самодержавии, при Временном Правительстве и при большевиках. Подвигом можно назвать восстановление Камского моста возле Сарапула. Но это не решило проблемы: от Камы до Екатеринбурга было еще 415 километров, из них 330 километров рельсового пути до Дружинино, наспех построенного, но брошенного и разоренного, заросшего дикой травой и разорванного на куски язвами разрушенных мостов, а затем, после Дружинино — 85 километров почти не тронутого строителями участка трассы.
В традициях дореволюционной России были периодические съезды инженеров всех 4-х служб железнодорожного транспорта — Тяги, Движения, Пути и Связи.
Специальный, 33-й, съезд инженеров службы Пути проходил в Москве с 12 по 22 ноября 1924 года. Он подвел печальные итоги братоубийственной гражданской войны на состояние к концу 1922 года.
Железные дороги имели стратегическое значение, поэтому они варварски разрушались как с той, так и с другой стороны. Все эти «подвиги» вылились в круглые цифры: за период 1918-20 годов были разрушены полностью или повреждены частично мостов — 3672 общим протяжением, поврежденных пролетов — 36770 погонных саженей, стрелочных переводов — 2900 штук, мастерских — 58, депо — 51 здания, водоемных и водоподъемных зданий — 466, станционных зданий, жилых домов и прочих — 5000.
Наиболее сложными были в деле восстановления искусственные сооружения, которые разрушались в течение 27 месяцев. Начало было положено в начале чехословацкого мятежа: ими в ночь с 3 на 4 октября 1918 года были взорваны два в 50 саженей пролетных строений Волжского моста близ Сызрани (первый мост через Волгу, построен по проекту и под руководством Н.А. Белелюбского).