Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Статья № 8

Из цикла «Детство Казанбургской».

«Детство» линии Казань-Екатеринбург было очень трудным. Читатель знает, что дорога должна была быть сдана в эксплуатацию 17(30) мая 1917 года, но большие общественные катастрофы — 1-я мировая война, две революции 1917 года, братоубийственная гражданская война — отодвигали окончание строительства.

К 1917 году были построены такие объекты: паровозное депо на ст. Красноуфимск, вокзалы, служебные помещения, земляное полотно, пробиты тоннели, были готовы или близки к завершению многие искусственные сооружения — мосты, виадуки.

Особенно неопределенное положение на Казанбургской было в марте-мае 1918 года, что привело к забастовкам, а затем к суровым расправам в отношении инженерно-технического состава: так инженерный состав 7-го (Красноуфимского) участка был расстрелян (6 человек, в т.ч. главный инженер участка П. П. Филин).

26 июля 1918 года был опубликован декрет СНК о национализации железных дорог, как находящихся в эксплуатации, так и строящихся. Таким образом, вся железнодорожная сеть стала государственной.

К этому времени Советская Россия была охвачена огнем гражданской войны. Не стала исключением и трасса линии Казань-Екатеринбург: она оказалась в зоне ожесточенных боевых действий. В одном из документов пишется: «Мы тянули дорогу со стороны Сарапул, а белогвардейцы — от Дружинино. Ими проложено 200 верст до станции Чад».

Открытие тоннеля в районе Красноуфимска сдерживало работы на ее северной стороне. Из воспоминаний А. А. Шавкунова (1896 г. р.): он после демобилизации в январе 1918 года ехал на рабочем поезде из Екатеринбурга только до Приданниково; при колчаковцах не были готовы выемка и тоннель, хотя на участке от Екатеринбурга до Дружинино железная дорога работала.

Попытка первая. К 1868 году относятся проекты маги­страли Москва-Тюмень через Казань. На следующий год была создана при казанской земской управе специаль­ная железнодорожная комиссия, которая занималась организационной стороной вопроса. Представители зем­ства, надо полагать, были горячими сторонниками «сред­него» направления. Казалось, что до начала строитель­ства недалеко: в 1875 году Александр II утвердил этот проект, но участие России в балканской войне 1877-1878 годов сорвало эти планы. Правда, Казань в ходе строи­тельства линии Рязань-Казань в июне 1894 года соеди­нилась железной дорогой с Москвой, а в октябре 1912 года было открыто движение по кратчайшему маршру­ту через Шихраны (г. Канаш) -Сергач-Арзамас-Муром-Люберцы.

Попытка вторая. В 1903 году была предположена ли­ния железной дороги от станции Чепца через Осу на Красноуфимск и далее на Екатеринбург. Разрешение было получено. Дело дошло до того, что началась покупка земель в черте города Краспоуфимска и в уезде. Уездная управа ходатайствовала, чтобы железная доро­га проходила через волости Александровскую, Быковс­кую и Златоустовскую (с. Большие Ключи). Но в связи со строительством линии Пермь-Кунгур этот проект не осуществился. А аргументы в защиту этой идеи были веские: «При проведении линии через Красноуфимск она удаляется от бассейна реки Кама, и таким образом, усло­вия эксплуатации проектирумой линии будут вне зави­симости от конкуренции водных путей сообщения» (гл. 14 и 15 за 1903 год) из материалов 40-го очередного Крас-ноуфимского уездного земского собрания).

Попытка третья. В мае 1906 года уездная управа вышла с предложением о строительстве ветки Кунгур-Красно­уфимск. Эта инициатива начала было реализовываться. Однако в 1907 году уездная управа была уведомлена: «...Управление МПС сообщает, что соединение Красноуфимска веткой со строительством Пермь-Екатеринбургской железной дороги за счет казны не поставлено на очередь и едва ли может быть осу­ществлено в ближайшем будущем ввиду затруд­нительного состояния государственной казны. С другой стороны, предложений к постройке про­водимой ветки на Красноуфимск за счет частных капиталов не имеется». (24 сентября 1907 г. - гл. № 1 и 7-из материалов 14-го собрания).

Попытка четвертая. В 1910 году начались под­готовительные работы, хотя юридические воп­росы не были решены: «Летом текущего года несколько партий инженеров проводили изыс­кания - направления предполагаемой построй­ки новой железной дороги Казань-Екатерин­бург, причем изыскания эти коснулись и окрес­тностей г. Красноуфимска (гл. № 3 и 7 - из материалов 16-го собрания).