Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

«Детство» Казанбургской железной дороги имеет много «белых пятен».

Одной из проблем являлось установление даты начала эксплуатации  того или иного узла, станции. При кропотливом поиске оказалось, что есть авторы, которые занимались этим вопросом - это авторы Архангельские, издавшие сборник «Железнодорожные станции».

В разных источниках существует разнобой в указании расстояния от Казани до Екатеринбурга, точнее до Большого Истока, где новостроящаяся дорога должна была соединиться с Уральской горнозаводской железной дорогой. То указывается 816 км, то 818 км, а Красноуфимск находился на 617 версте (одна верста — 1066, 8 м). Читателю надо иметь в виду, во-первых, что даты основания станций старше на несколько лет, во-вторых, по мере оживления экономики Советской России в 20-е, 30-е годы возникали новые остановочные пункты, на которых принимали груз или обслуживали пассажиров.

Итак, по крупным станциям имеются такие данные: Екатеринбург — 1878 г, Казань — 1894 год, Дружинино —1915 г., Арск, Шемордан, Вятские Поляны, Кизнер, Можга, Агрыз, Сарапул, Камбарка, Янаул, Куеда, Чернушка, Щучье Озеро, Чад, Красноуфимск, Ключевая, Бисертский завод — 1919 год, Ревда —1924.

Заглянем в историю строительства железной доро­ги на земле красноуфимской. Вполне вероятно, что станции Красноуфимск могло бы и не быть. Поче­му? Прочтите отрывок из цикла «Детство «Казанбургской» и поймёте поче­му.

При строительстве линии Казань-Екатерин­бург были неоднократные отступления от проекта, по разным причинам. Не всегда строители встречали понимание со сторо­ны местного населения: так железная доро­га должна была прямо выйти от Осиновой горы на разъезд Улык, но община села Тауш не захотела, чтобы «чугунка» шла по их зем­лям, поэтому пришлось обходить «запрет­ный» участок. По такой же причине трасса дороги «отошла» от села Бикбарда. Извест­ны случаи, когда местные состоятельные люди откупались. Например, тот вокзал, что на станции Ключевой, должен был строить­ся в селе Кленовском, стоявшем на большой дороге - Сибирском тракте. В этом случае под снос попадало здание местного коже­венного предприятия. Его владелец, Алек­сей Степанович Серебренников откупился, и вокзал построили на станции Ключевой. Пока его готовили к сдаче, он сгорел в мае 1919 года. Пришлось строить заново, так что вокзал там второй по счёту.

Красноуфимск стал железнодорожным, по всем данным, в результате подкупа: во-первых, по начальному проекту железная дорога обходила уездный город; во-вто­рых, при строительстве линии в районе Чер­ной Речки (скорее всего летом 1915 года) был случай трехдневного простоя, когда приехали представители уездной управы и саранинские заводчики. Они увезли на переговоры инженерный состав 6-го уча­стка строительства. Это изменило и план местонахождения узлового паровозного депо.