Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Из цикла «Детство» Казанбургской»
В годы гражданской войны Казанбургская железная дорога оказалась в зоне боевых действий. Те не менее работы из-за ее стратегического значения и возможности эксплуатации продолжались: «Мы тянули дорогу со сторону Сарапула, а белогвардейцы – от Дружинино. Ими проложено 200 верст до ст. Чад», - это выдержка из документов той поры. Или еще: «В 1918-19 гг. сделана укладка железнодорожного полотна без балласта до ст. Дружинино – 176 верст.». Частичная эксплуатация линии Казань-Екатеринбург стала возможна после обустройства протяженной скалистой выемки с северной стороны тоннеля. После этого стало возможным и открытие сквозного движения от ст. Красноуфимск до Екатеринбурга. В № 7-ом газеты «Пермская земская неделя» от 10 (23) марта 1919 года есть заметка об этом памятном событии: «Главным начальником края от управляющего Красноуфимским уездом г. Нефедьеваполучена следующая телеграмма: «14 марта военные и гражданские чины, земское и городское самоуправление, представители торговопромышленников, крестьян и духовенство во главе крестного хода со святыми хоругвями встретили первый поезд, прибывший в Красноуфимск. Таким образом, еще один город Пермской губернии присоединился к общероссийской железнодорожной сети».
Известно, что Красноуфимск был освобожден 4 июля 1919 года частями 28-й стрелковой дивизии 2-й армии и 5-й дивизией 5-й армии Восточного фронта.
Казанбургская дорога была значительно разрушена – частично разобраны пути (например, на участке Дружинино-Екатеринбург были демонтированы рельсы), сожжены деревянные мосты (через Стреж и Танып, Пут), но это были мелочи. Главные работы предстояли на Сарапульском мосту через Каму – там красными при отступлении был взорван 3-й пролет. Он был восстановлен силами Запасной армии во исполнение специального Постановления СНК от 23.02.1920 года раньше срока на месяц – 20 марта.
Это позволило открыть сквозное движение от Москвы до Екатеринбурга, куда первый поезд прибыл 1 июля 1920 года. Надо полагать, что через ст. Красноуфимск он прошел 30 июня. По крайней мере, автор пока не располагает документами, отразившими это событие. Так или иначе, это было большим событием – в двух номерах «Уральского рабочего» за 1 и 3 июля было опубликовано несколько восторженных статей, в них пишется: «Новая дорога идет практически параллельно Московскому тракту. Но на целых 500 верст сокращается путь по ней от Екатеринбурга до Москвы. Линия будет одной из важнейших артерий Советской России».
Был еще третий «первый» поезд – грузовой № 801 – его провел в том же 19-ом году машинист паровозного депо ст. Красноуфимск Н. И. Зотов, - об этом писали Н. Ф. Ведиянцев и Г. А. Кондрашов (газета «Вперед» № 127 от 9.08.1988)
19.11.205
В. Ганькин
Из цикла «Детство Казанбургской»
В проектах новых железных дорог неоднократно встречаются названия уездного города Красноуфимска. По моим изысканиям таких неосуществленных проектов было три.
Проект 1-й: тут было два варианта. По первому варианту предлагалось построить железную дорогу от ст. Чепца (это восточнее г. Вятки (Кирова) через Осу на Красноуфимск и дальше на Екатеринбург. Было получено даже разрешение. Дело дошло до того, что началась покупка земель в черте г. Красноуфимска и в уезде. Уездная управа ходатайствовала, чтобы железная дорога проходила через волости — Александровскую, Быковскую и Златоустовскую (с. Б. Ключи). Это происходило в 1903 году.
Второй вариант предполагал строительство линии Кострома – Оса – Красноуфимск – Шадринск - Омск. Торгово-промышленные круги Урала и Сибири горячо поддерживали эту идею: они предлагали построить железную дорогу по этому направлению взамен строительства второй колеи по Северной дороге. Такие идеи витали в 1908-09 г.г., но в связи со строительством линии
Пермь - Кунгур - Екатеринбург в 1906-09 г.г. эти проекты остались на бумаге.