Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Тот факт, что Красноуфимск стал железнодорожным городом, имеет интересную предысторию.
В 60-70 годы XIX века интерес к строительству железной дороги в восточном направлении был огромен. Десятки проектов, предложений, настойчивых требований к улучшению путей сообщения по маршруту Центр-Урал-Сибирь высказывались многими, обсуждались в правительственных кругах. Вокруг этих проектов развернулись широкие дискуссии на страницах газет и журналов, в обществе для содействия русской промышленности и торговле, географическом обществе.
Для рассмотрения вопроса о направлении дороги через Уральский хребет комитет железных дорог решил создать комиссию. Она была создана весной 1870 года под председательством инженера Гельмерсона. Указанная комиссия после поездки на Урал пришла к выводу, что решение одновременно двух задач (строительства железной дороги от Нижнего Новгорода на Урал и линии, связывающей главные горнозаводские центры Урала) невозможно, и предпочтение следует отдать Уральской дороге.
Уральская горнозаводская дорога по маршруту Пермь-Нижний Тагил-Екатеринбург была построена в 1874-1878 годах: протяженность 669 верст с учетом ветки от станции Чусовая до Березников, главный инженер В.Ф. Голубцов, первый рабочий поезд пришел в Екатеринбург 27 февраля 1878 года, с 1 октября того же года началось регулярное движение поездов (все даты по старому стилю).
Однако завершение строительства Уральской горнозаводской дороги не сняло с повестки дня вопрос о транзитной дороге в Сибирь. В течение 20 лет специальная комиссия при МПС рассматривала различные проекты железных дорог, которые бы соединяли Европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
Наиболее активно обсуждались три основных проекта: В.К. Рашета, управляющего Нижне-Тагильским горным округом, получившим название «Север» (1861 г): Пермь-Чусовая-Нижний Тагил, Н.И. Любимова, пароходовладельца, Пермского городского головы по «среднему» направлению: Пермь-Кунгур-Шадринск- Белозерская-Слобода на реке Тобол (севернее г. Курган); Е.В. Богдановича, полковника, чиновника для особых поручений МВД по южному направлению: Казань-Сарапул-Красноуфимск-Екатеринбург-Камышлов-Тюмень.
Проект «Север» воплотился в Уральскую дорогу. Линия по идее Н.И. Любимова протяженностью 480 верст от Перми через Кунгур до Екатеринбурга была построена в 1906-11 годах. И только проект «южного» направления не был реализован.
Валерий Ганькин
Действительный член Красноуфимского общества краеведов
// Городок. -2004.- № 29. –С.6
Из цикла «Детство Казанбургской»
Сеть железных дорог Российской империи на 1913 год состояла из 21-ой государственных магистралей и 13-ти частных. Среди самых преуспевающих было акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, основанное на основе Московско-Казанской железной дороги в 1891 году (председатель Н.К. фон Мекк).
Московско-Казанская железная дорога имела в своем ведомстве 2486 верст стальных магистралей, за год перевозила по ним в среднем 530 миллионов пудов груза, имела чистый годовой доход в размере 8 миллионов 532 тысячи рублей (серебром) или 7522 рубля с версты (данные на 1913 год).
Энциклопедия «Железнодорожный транспорт» (М. 1994г. с.242) дает такую справку: «Московско-Казанская железная дорога - частная железная дорога, построенная в 1864-1912г.г. Проходила по территории Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Казанской губерний. Связывала центр России с восточными районами страны, с водными магистралями, реками Окой и Волгой. Основные линии: Москва-Рязань (движение открыто в 1864 году), Рязань-Казань (1894г.), Рузаевка-Пенза (1895г.), Рузаевка-Сызрань-Заметино-Тимирязево-Нижний Новгород (1912г.). Состояла из 2486 верст 188 двухколейного пути. В подвижном составе было 1499 товарных и 536 пассажирских вагонов, железнодорожные мастерские в Москве, Алатыре, Перово, депо - в Москве, Рузаевке, Сасово, Сызрани. Крупнейшие мосты через Оку у Коломны (проект А.Е. Струве, через Волгу у Свияжска (проект Н.А. Белелюбского, К.Я. Михайловского, В.И. Березина.