Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Со времен образования Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения будущие специалисты получали 8-летний курс обучения. Это учебное заведение имело статус полувоенного учреждения, поэтому выпускники имели двойное звание - инженер путей сообщения - поручик (по 1-му разряду) и подпоручик (по 2-му разряду). С 1890 года, после новой реформы вуза, срок обучения сократился до 5 лет; 10 студентов были на госсодержании и получали 30 рублей в месяц и 40 студе нтовучились за плату (чайные или именные; 20 студентов учились бесплатно). По окончании вуза они получали звание «инженер путей сообщения». Не выдержавшие экзамен получали звание «техник путей сообщения»; они через три года имели право на переэкзаменовку.
Параллельно существовала альтернативная (ступенчатая) система подготовки специалистов:
«Сословие инженеров путей сообщения в России гордилось талантами, знаниями, умениями. Оно вбирало в себя цвет мужской молодежи - привлекательностью своей работы и высокими приемными конкурсами. Упорный труд, отличная научная подготовка и деятельная летняя практика в течение пяти лет обучения. Сам характер железнодорожной службы при раскинутых русских просторах вырабатывал деловых и смелых работников, умеющих выходить из самых сложных положений, хорошо знающих жизнь, людей, цену всякого труда». Такую высокую оценку дал А.И. Солженицын («Красные колокола», т. 6, стр. 89).
Каков был подвижной состав?
Весной 1919 года внутреннее положение Советской республики оставалось тяжелым. 11 апреля Совет Народных Комиссаров объявил Восточный фронт главным фронтом страны.
Главный удар в направлении Уфа - Самара (с целью выхода к Волге и соединения с деникинскими войсками) наносила Западная Армия Ханжина, Ханжин Михаил Васильевич, 1872-1961 годы - потомственный военный, уроженец Оренбургской губернии, из семьи есаула. Воспитание получил в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище. Закончил Академию Генерального штаба.
В Колчановской армии сначала командовал 3-м Уральским корпусом, а с декабря 1918 года - командующий Западной армией. Последнее звание: генерал - лейтенант. Имел незаурядные полководческие способности, отличался храбростью. Эмигрировал в Китай, долгое время жил в Шанхае. Вернулся в Россию в 1947 году, десять лет просидел во Владимирской тюрьме. Умер в 1961 году, в 91-летнем возрасте. Южный фланг Колчаковской армии имел трехкратное превосходство в силах над противостоящейПятой армией, в силу чего фронт вплотную приблизился к Самаре, Симбирску и Казани.
Вспомогательный удар Ижевск - Казань в стык Второй и Третьей армий осуществляли войска Гайды, имевшие более чем двойное превосходство. (Радола Гайда, 1892-1948г.г. - чех по происхождению, командующий Сибирской армией, Северный фланг). Окончил ветеринарное отделение артиллерийского военного училища. В годы первой мировой войны получил звание капитана. Один из организаторов мятежа Чехословацкого корпуса. Адмиралом Колчаком произведен за короткое время в генерал - лейтенанты. Снят с должности в январе 1919 года. После гражданской войны жил в Чехословакии, сотрудничал с фашистами. Казнен по приговору народного трибунала).
10 апреля в Симбирске состоялось заседание Реввоенсовета Республики с участием Реввоенсовета Восточного фронта, на котором обсуждался вопрос о подготовке контрнаступления против Колчака. Согласно плану операции армии фронта сводились в две оперативные группы: Южную и Северную.
Северную группу, которая должна была играть вспомогательную роль, составляли две армии: Вторая иТретья, а также действующая на Каме Волжская флотилия. Командование группой возлагалось на В.И. Шорина(ШоринВасилий Иванович, 1870-1938 гг. Из мещан, окончил юнкерское училище и офицерскую стрелковую школу. Участник 1-й мировой войны, полковник. За бои против Колчака награжден орденом Боевого Красного Знамени и Почетным Революционным оружием).